Сайт Кружнова Андрея Эдуардовичаhttp://www.a6202.ru; электронная почта: andrey6202@mail.ru

 

 

 

 

Газета «МАХАЧКАЛИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ» № 41 (1101) от 18 октября 2013г.
 
«ВСЯ ЖИЗНЬ ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА»
(Романтическая драма «Перед заходом солнца».
Открытие 89-го театрального сезона)
 

Вопрос «чем открывать сезон?» всегда актуален. Просто взять наугад какого-либо классика, пригласить московского режиссёра, набить театральный буфет красной икрой, пригласить VIP-персон на премьеру — и вот шумное открытие театрального сезона состоялось!.. Немало российских театров именно такой рецепт и используют для открытия своего сезона. Но вдумчивый подход Художественного руководителя Русского театра Скандарбека Тулпарова и на этот раз порадует махачкалинского зрителя. Тонкое чувство современности, балансирование на грани актуально-старомодно, конкретно-обобщённо позволяет ему чувствовать «зрительский нерв» и вести зрителя за собой. Вот и сейчас — выбор пал на нобелевского лауреата Герхарда Гауптмана, практически нашего современника. Чем же так привлёк худрука Русского театра немецкий гений, в чём он ощутил созвучие нашего неспокойного времени и его пьесы? Попробуем разобраться.

ЗАКАТ ГУМАНИЗМА?

Пьеса «Перед заходом солнца» была написана Гуаптманом в 1931 году через три года после начала Мирового экономического кризиса в 1929 году и за два года до прихода Гитлера к власти и развалу Веймарской республики, как тогда называла себя Германия. Ситуация, как говорится в известной поговорке «меж двух огней». Это было очень беспокойное время в Мировой истории, не так давно отгремела Первая мировая война, потом разруха, голод. Политические страсти кипели в Веймарской республике, национал-социалисты во главе с Гитлером рвались к власти, устраивая забастовки и шествия, крестьяне страдали от безземелья, рабочие от безработицы. Элитам не нравился престарелый президент Пауль фон Гинденбург, который никак не мог договориться с Парламентом о единой финансовой политике, в общем, Германия кипела, словно котёл, готовый вот-вот взорваться.

Именно в это время 70-летний писатель уже с мировым именем, произведениями которого восхищались и Чехов, и Горький, которому подражали многие немецкие писатели, пишет драму «Перед заходом солнца». Казалось бы, сюжет любовной истории, взятый из всемирной истории, любовь старого Цезаря и совсем юной Клеопатры, но как много он рассказал своим современникам. Конечно, сам Гауптман считал, что чем проще фабула, тем легче донести высокие идеи до простого зрителя, и, в общем-то, остался верен себе — любовная история, на которой держится основной сюжет, как паровоз везёт на себе все остальные темы и проблематику пьесы. Антигуманизация общества, измельчание человека, всплеск агрессивности, разочарование в настоящем, борьба света с тьмой, добра со злом — всё это в 30-е годы волновало деятелей искусства и культуры не только в Германии, но и во всём мире. В воздухе словно бы витало предчувствие Второй мировой войны, прихода Гитлера к власти и наступления диктатуры в Германии. Вот как о том времени говорил Гауптман: «… оглядываясь по сторонам, я вижу, что над Германией сгущаются тучи. На этих мрачных тучах угрожающе восседает знакомая четвёрка: Имя мне — нужда. Имя мне — вина. Имя мне — тревога. Имя мне — бедствие. И эта четвёрка держит страшный совет, за которым последуют яростные обвинения, судебные приговоры, мечи палачей и виселицы. Есть ли кто-нибудь, кто мог бы остановить это безумие?».

Именно так всё и случилось, за очень короткий срок Гитлер стал диктато-ром и все демократические завоевания, которыми так гордились германцы пошли прахом, ведь именно о Веймарской республике они говорили, что у них «демократия без демократов».

Бог, по мнению многих, тогда был всего лишь безучастным наблюдателем, и люди сами становились вершителями своих судеб. Именно в это время известный художник Пабло Пикассо пишет свою чёрно-белую «Гернику», где он и показывает всё Человечество загнанным в подвал, в котором в качестве божественного всевидящего ока изображена холодная лампа, безучастно взирающая на мучения людей и животных. Значит, человек должен взять судьбу в свои руки сам?.. Но как могут вершить свою судьбу люди с мелкой душой, с низменными интересами, с пошлым взглядом на окружающий мир?! Эти вопросы интересуют пожилого Гауптмана давно, но в начале тридцатых годов после многообещающих двадцатых, они особенно актуальны. Все эти тревоги великого художника об измельчании человеческой натуры мы видим в пьесе «Перед заходом солнца».

Очень провидческая пьеса, уже в 1933 году на Германию опустилась тьма нацизма, когда людей стали делить по расовому и национальному признаку, когда культ силы стал главенствующим. По сути, эта пьеса была последним реалистическим произведением Гауптмана, ведь после неё он создаёт далёкие от реальности вещи. В этот период писатель пишет свою фантастическую поэму «Великий сон» и драматическую тетралогию в стихах на сюжет древнегреческой легенды об Атридах, где жестокость мифов перекликается с ужасами Второй мировой войны.

«Поэт бедных», как называл его Томас Манн, родоначальник натуралистической литературной школы в Германии Герхард Гауптман на исходе своей жизни обращается к античным мифам, словно бы не в силах понять и принять фашизацию собственного народа, не желая это описывать и рассматривать под писательским «микроскопом». Такое ощущение, что пьесой «Перед заходом солнца», драматург прощается с тем реалистичным и привычным для него миром, предрекая для Европы закат гуманизма, что было правдой. Потом он не создал ни одной значительной пьесы вплоть до своей смерти в 1946 году.

ОТ ВОСХОДА ДО ЗАХОДА

Невозможно рассматривать одно произведение художника отдельно от его жизни, которая формировала творца, от других его произведений. Родился Гауптман в семье зажиточного владельца небольшой гостиницы в 1862 году. Как ни покажется странным, но учёба в школе давалась ему нелегко, позже свои школьные годы он назвал «мукой». Он бросает школу и учится фермерскому делу. Встав на ноги и окрепнув духом, он вновь продолжает учёбу. Он был достаточно разносторонним юношей, учился в Королевской художественной школе в классе скульптуры, брал уроки рисования, штудировал философию, историю. Он увлёкся русской классикой — Толстым, Достовским, затем его заинтересовало учение Маркса и Энгельса. В 26 лет он стал членом литературного объединения «Прорыв», пред-ставляющего новое направление в искусстве — натурализм. В то время было новым и модным учение Дарвина о происхождении видов, и это учение тоже увлекло талантливого юношу. Кстати, натурализм в то время был широко распространён в Европе, но почему-то в Германии полновластным хозяином в литературе был романтизм.

В 1888 году в печати появилось несколько рассказов молодого Гауптмана, а в 1889 — драма «Перед восходом солнца», которую он наделил всеми чертами натурализма. Здесь особое внимание уделялось наследственности, физиологии человека, подробно описывалась среда, в которой человек воспитывался. Ну, например, герой пьесы бросает девушку, узнав о её плохой наследственности, о том, что её родители были алкоголиками. Эта пьеса показывала на примере семьи новоявленных буржуа, как они, быстро разбогатев, так же быстро потеряли все свои человеческие душевные качества. Группа писателей и критиков создала в этом же году в Берлине театр-студию «Свободная сцена», где и показала новую драму «Перед восходом солнца». Премьера произвела на зрителей ошеломляющее действие, показав с натуралистичной достоверностью быт и повседневную жизнь простой немецкой семьи. Кстати, это была первая натуралистическая пьеса на немецком языке. После премьеры о молодом Гауптмане стали говорить, как о серьёзном, подающем надежды драматурге.

Потом было много пьес и психологически более глубоких, и более остросоциальных, но именно эта пьеса проложила путь к успеху и начала отсчёт его творческого пути. И, наверное, благодаря ей, как логическое завершение натуралистической карьеры, возникает на закате жизни драматурга его заключительная работа «Перед заходом солнца».

Потом были пьесы «Праздник примирения» и «Одинокие», где он испытал влияние мощного Ибсена, потом была и знаменитая пьеса «Ткачи», которая принесла Гауптману неслыханное и шумное признание немецкого народа. В ней он изобразил очень сурово и достоверно восстание силезских ткачей, вскрыл всю социальную несправедливость между богатыми и бедными. Германия громко рукоплескала своему гению-правдолюбу, даже есть исторический факт того, что после такой социальной критики на премьере пьесы германский кайзер Вильгельм Второй отказался от своей ложи в театре! Видимо, этим он хотел показать себя радетелем социальной справедливости, правда, если быть совсем честным, то дальнейшие постановки этой пьесы были запрещены в Германии. Известность Гауптмана росла с каждым годом не только в родной стране, но и за рубежом. Он оказывал влияние на многих писателей, под его влияние или обаяние попал и Герман Гессе. Унаследовав высокий гуманистический идеал Гёте, Гауптман воспринимался в среде немецкой интеллигенции как духовный наставник нации. В 1922 году, когда в Германии торжественно отмечался 60-летний юбилей художника, Генрих Манн писал: «Рядом с политическим главой государства правит он, президент сердца, которое есть у этого государства. Подобных примеров Германия еще не видела, равно как и вся Европа со времен Гюго. Республика знает, что избранный ею писатель утвердит и возвысит ее».

Было бы слишком просто сказать, что великий писатель всю жизнь был приверженцем натурализма, типа, Золя или Мопассана, которым в молодости он старался подражать, нет. В его творчестве был период символизма, период тонкого чеховского психологизма, а некоторые его произведения поистине мистичны и провидчески точны. Например, в его романе «Атлантида» молодой человек по имени фон Каммахер, предпринимает океанское плавание из Европы в Новый Свет, во время которого происходит небывалой силы шторм и гибнет пароход «Роланд» с пассажирами на борту. Спустя всего несколько месяцев после опубликования романа потерпел крушение самый большой в то время пассажирский лайнер «Титаник»! Из двух тысяч человек, находившихся на борту корабля, спастись удалось не более трети. Многие из читателей тогда испытали мистический ужас и объявили Гауптмана провидцем.

Всё-таки судьба оказалась благосклонна к Гауптману и позволила ему увидеть крах фашизма в Германии, после капитуляции он оказался на территории будущей ГДР. Он с оптимизмом смотрел вперёд, на посветлевший небосвод над родной страной, но увы ему было уже 84 года. Он умер в 1946 году от воспаления лёгких и завещал похоронить себя на восходе солнца. Воля его была исполнена.

ПРЕМЬЕРА В РУССКОМ ТЕАТРЕ

Режиссёр-постановщик спектакля, художественный руководитель Русского театра, заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров для себя определил главную тему этого произведения, как тему любви. «Легко поверить в любовь между Ромео и Джульеттой, — говорит режиссёр, — но вот попробуйте же поверить в любовь между пожилым человеком и юной девушкой, между богатым и бедной, между знаменитым артистом и его неизвестной гримёршей! Сейчас многие не верят в искренние чувства, больше верят в расчёт. Поэтому и дети господина Маттиаса не верят в настоящие чувства юной героини к их отцу». Об актуальности этой пьесы режиссёр говорит весьма просто: «Любовь всегда актуальна, а если эта любовь должна пройти испытание разлукой, враждебностью и ненавистью, то она уж точно актуальна всегда! — хотел он закончить пафосно, но добавил. — Я сам, если честно, очень наивный, я верю в искренние чувства, верю в духовную, высшую любовь». Его слова прозвучали возвышенно, и я посчитал, что спрашивать, почему эту драму он назвал «романтической», было бы лишним.

К сказанному можно добавить, что художником-постановщиком спектакля является главный художник Русского театра, заслуженный работник культуры республики Марий-Эл Борис Голодницкий. В спектакле занята практически вся труппа театра, в главной роли художественный руководитель Кумыкского театра, народный артист России Айгум Айгумов; в остальных ролях — народный артист РД Юрий Колчин, заслуженные артисты К. Переверзев, В. Гречанникова, В. Мещерин, И. Давидьянц, а также артисты — А. Степанов, В. Керечашвили, А. Кружнов, А. Абачараев, Р. Абдулганиев, В. Титов, Ю. Майорова, А. Абдулганиева, М. Карпачёва, А. Аксёнова, Я. Юхименко.

26 и 27-го октября состоится премьера спектакля «Перед заходом солнца», которая и откроет новый 89-й театральный сезон в Русском театре. С нетерпением ждём Вас на премьере!

актёр Русского драматического театра им. Горького,
член Союза театральных деятелей России
АНДРЕЙ КРУЖНОВ

 

скачать статью >> 17,8 кб. архив WinRAR.
 
Яндекс.Метрика

Кружнов Андрей Эдуардович
e-mail: andrey6202@mail.ru;
site: http://www.a6202.ru

Вся информация охраняется законом об авторских правах и может быть использована только с разрешения автора и с указанием на источник.