Сайт Кружнова Андрея Эдуардовичаhttp://www.a6202.ru; электронная почта: andrey6202@mail.ru

 

 

 

 

Газета «МАХАЧКАЛИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ» № 39 (1046) от 5 октября 2012г.
 
АКТЁР, ПОЭТ И ПЕДАГОГ
(Откровения юбиляра. К юбилею заслуженного артиста РД Владимира Мещерина)
 

Когда соприкасаешься с судьбой актёра, то кажется, она состоит только из сыгранных ролей и оставшихся в памяти спектаклей, но это оказывается всего лишь красивым занавесом, за которым прячутся подлинные радости и страдания. В этом году у актёра Русского драматического театра имени М. Горького, заслуженного артиста Дагестана Владимира Мещерина юбилей, поэтому, пользуясь случаем, мы вместе с читателями попробуем приоткрыть этот занавес и взглянуть на судьбу актёра без пафоса и умиления.

«Любопытство не порок, если оно впрок…»

Как правило, актёры говорят о пробуждении в себе тяги к актёрскому ремеслу со слов «в детстве я был восхищён игрой такого-то актёра!» или «втайне я мечтал быть похожим на Зорро и сниматься в фильмах!»… Конечно, как и все мальчишки он увлекался и литературными и кино- героями, но больше всего маленькому Володе было присуще любопытство. Надо сказать, что любопытство (в хорошем смысле этого слова, как страсть к познанию всего нового) сохранилось у Мещерина до сих пор.
Эту тягу к познанию Володе привили его родители педагоги. Отец был историком и мог подолгу рассказывать о местных обычаях, о давно прошедших сражениях, о великих правителях, и маленький Володя слушал отца, открыв рот. Потом мальчик выдумывал свои истории, где был и великим воином, и правителем, и героем. Родился Володя в Грузии, в небольшом посёлке Цагвери. Вскоре оттуда родители переехали в Дербент, где и прошли его юные годы. Если сказать, что Володя Мещерин был разносторонним мальчиком, то, значит, не сказать ничего – он хотел знать и уметь всё! Он сочинял стихи, участвовал в художественной самодеятельности, неплохо рисовал, даже копировал гуашью картины известных художников, увлекался техникой, с упоением собирая в авиамодельном кружке маленькие «яки» и «илы», зачитывался «Моделистом-конструктором» и «Техникой-молодёжи», сам придумывал и собирал игрушки для себя и своей младшей сестренки. Обладая музыкальным слухом, в юности Володя играл барабанщиком в инструментальной группе «Цветные сны», и многие девушки в Дербенте тайком вздыхали, глядя на симпатичного кудрявого барабанщика. На всё это у него хватало времени, несмотря на то, что он рано потерял отца и, дабы помочь матери, ещё несовершеннолетним пошёл работать на завод.

Сквозь тернии к сцене

Каждый человек к своей профессии приходит разными путями, кто-то не приходит вообще или же только к концу жизни. Слава богу, у Владимира Мещерина путь был не таким долгим, но назвать его лёгким язык не поворачивается. Сам Мещерин об этом говорить не очень-то любит и при всём своём балагурстве, каждое слово приходилось буквально вытягивать клещами. «Да, – говорит он, – несовершеннолетним пришлось работать во вредном цеху на заводе, был медиком… Ну, что ещё? Служил на Черноморском флоте… Учился в военном училище. Слава богу, ушёл оттуда!..»
Даже из этих обрывочных фраз можно понять, что путь к театру был не прямым и лёгким, но тяга к сцене была ещё с детства, когда выступал в художественной самодеятельности. Потом во время службы выступал в Ансамбле песни и пляски Краснознамённого Черноморского флота, после демобилизации работал в Севастопольском театре монтировщиком, дослужился до заведующего постановочной частью, там уже пробовал выходить на сцену в качестве актёра… Затем переезд в Махачкалу и уже здесь начало чисто профессиональной актёрской карьеры…
На этом мытарства Володи Мещерина не закончились, нашлись злые языки, которые не упускали случая «уколоть» молодого актёра, мол, работает тут «мальчик с улицы», развели тут, понимаешь, в театре непрофессионализм!.. Можно было на это закрыть глаза, просто пользоваться благоволением начальства и работать, но Мещерин не из таких. Нет, он не испугался злых языков, но ему самому хотелось доказать другим и себе в первую очередь, что он личность, а не приспособленец, что у него есть талант. И он решил поступить ни много ни мало в ГИТИС, на актёрский курс. С первого раза не получилось, курс был уже набран и молодому абитуриенту вежливо отказали. Недоброжелатели в театре торжествовали победу, советуя молодому актёру завязать с актёрской профессией, а его тёща, простая деревенская женщина, ставила в пример своего сына, который, работая на самосвале, зарабатывал до семисот рублей в месяц. Это притом, что зарплата у молодого актёра была всего 65 рублей! «Последний раз поступаешь в институт, ну, а провалишься – всё, уходи из театра! – отрезала тёща. – Надо семью кормить, а не на сцене прыгать!»
Наверное, другой бы на его месте спасовал, бросил театр и сменил профессию – но не такой был парень Володя Мещерин! Весь год он активно готовился к поступлению, практически спал на учебниках, читал, учил, размышлял, репетировал и – ровно через год буквально на парусах влетел в ГИТИС с баллом намного выше проходного!.. Он поступил на курс Семёна Гушанского. Правда, вскорости Гушанского не стало, и руководство курсом взяла Элина Быстрицкая, которая была вторым педагогом. Преподавали на курсе такие маститые мастера сцены как Анатолий Папанов, Александр Бурдонский. Любопытство и страсть к знаниям и здесь не давало покоя студенту Мещерину, кроме полагающихся предметов он изучал вокал вместе со студентами факультета музыкальных театров, режиссуру на постановочном факультете…
«Что дал мне институт?.. – Мещерин на секунду задумался. – В общем-то, я уже был сформирован как личность, когда пришёл учиться, изменить меня было невозможно… Понимаешь, ничему нельзя научить – можно только научиться. Наверно, они помогли мне систематизировать то, что я уже знал»…

«Учитель отдаёт себя, а не просто поучает…»

Ещё одна способность раскрылась у Владимира Мещерина в театре – педагогическая. Он преподавал в драмкружке Дома пионеров, в школе № 1, в школе № 13. Вот уже почти тридцать лет он преподаёт в лицее № 5 предмет «мастерство актёра» и пользуется любовью учеников и коллег-педагогов. Он разработал свой авторский курс на период четырёхгодичного обучения, куда входит и сценическая речь, и пластика, и метод импровизации. С увлечением он начинает рассказывать, какие нужны скороговорки для детей, как подвести ребёнка к импровизации, как важно для подростка пластическое ощущение своего тела… На вопрос а зачем это простым школьникам, он с уверенностью отвечает, это нужно не для того, что бы они в будущем стали актёрами, а для развития их личности, для воспитания в них Человека с большой буквы.
Но были не только школьники, был народный молодёжный театр, где он работал в качестве режиссёра. Тогдашний руководитель театра пригласил его поставить спектакль, сначала один, затем второй. Молодёжь, почувствовав талантливого наставника, потянулась к нему, и взаимная привязанность растянулась на долгие годы… Как правило, из таких вот духовных и творческих союзов появляются яркие молодые личности, так было и в этот раз – отсюда вышли будущие студенты-КэВээНщики, которые затем превратились в сильную команду «Махачкалинских бродяг», и долго радовали зрителей всей России по Первому каналу в высшей лиге КВН Александра Маслякова. Из молодёжного театра вышли прекрасные актёры, которые затем работали в кукольном театре, в Русском драматическом и в других театрах страны… Вернее, работают и по сей день. К сожалению, ничто не вечно под луной: в лихие девяностые Молодёжный театр распался из-за банального недофинансирования и других хозяйственных неурядиц, о чём многие из тогдашних его актёров жалеют до сих пор.
Была у Владимира Мещерина работа и с молодыми актёрами Русского театра… На вопрос почему он до сих пор не преподаёт в Дагестанском университете, Владимир говорит, что тогда пришлось бы пожертвовать театром, потому как в университете жёсткое расписание, а спектакли из-за уроков отменить тоже невозможно.
Больше всего Мещерин жалел о том, что распался Молодёжный театр, которому он отдал много сил и времени. «Махачкале нужен Молодёжный театр, – говорит актёр. – Тем более сейчас, когда молодёжь предоставлена сама себе. Природа не терпит пустоты, вот и заполняют эту пустоту всякими радикальными идеями, криминалом и жестокостью!»

«В первую очередь личность, а потом уже актёр…»

Кто-то сказал про великую французскую актрису Катрин Денёв, что в первую очередь она личность, а потом уже актриса. С этим трудно не согласиться, потому что часто на экранах телевизоров видишь мелькание актёров с прекрасными внешними данными, с красивыми голосами, порой талантливых, но… Почему-то все они быстро забываются, смываются в одно большое пятно, и здесь я уже полностью согласен с Мещериным – когда актёр выходит на сцену, то сквозь его маску должна просвечивать Личность с большой буквы. Иначе, несмотря на талант актёра, его роль превратится в красивый фантик без конфеты, в этакую пустышку. В Мещерине я увидел личность, которая проявляет себя творчески не только в актёрском плане, творчески он подходит ко всему, даже к приготовлению изысканных кулинарных блюд, к произнесению тостов за праздничным столом, а ведь он известный тамада в Махачкале. Даже в беседу он старается привнести актёрский эпатаж, балагурство, а порой может и прихвастнуть или, как говорят, «поддать жару», чтобы подзадорить собеседника, растормошить его мозги, чтобы разговор стал захватывающим, театральным!..
Это творческий человек от мозга до костей, поэтому будь он актёром или педагогом, поэтом или режиссёром, он всегда будет открывать что-то новое в своей профессии, он всегда будет в поиске и всегда вокруг него будут ученики, почитатели и завистники – так уж повелось на грешной земле.
У каждого актёра есть свои предпочтения в профессии. Наверное, это происходит из-за характера, личных склонностей, хотя… «Вот вспомни Леонова, – объясняет Мещерин, – комик, казалось бы весёлый человек, а в жизни был замкнутым человеком, говорят, не очень весёлым. Это о чём говорит? Это говорит о том, что он талантливая Личность и это притягивает зрителей!»
Кстати, Владимир Мещерин обожает играть в сказках, потому что очень любит непосредственную детскую публику, много лет подряд он был бессменным Дедом Морозом, катал на спине детишек и сам баловался с ними возле ёлки как ребёнок. Как всякий талантливый человек он излучает непосредственность и даже наивность. Нет-нет, пусть не ухмыляется читатель, но актёр без наивности, как яхта без паруса. Владимир Мещерин верит в то, что мысль материальна, верит в мистическую непознанность Вселенной, и на усмешки скептиков отвечает строчками из Шекспира: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!»
Наверное, благодаря его мальчишескому любопытству, его ребяческой наивности даже во взрослых ролях просвечивает его озорство, его желание похулиганить на сцене, конечно, в хорошем смысле слова. Именно поэтому он так любит спектакль «Ханума» Авксентия Цагарели, в котором ему довелось сыграть, аж, три роли подряд! А сколько простора для импровизации и актёрского озорства даёт роль мужа в спектакле «Куплю вашего мужа» Михаила Задорнова; роль кабачника Тимохи в сказке «По секрету всему свету» Валентина Красногорова; роль кулинара Рогно в спектакле «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана… Этот список можно продолжать ещё долго, ведь в репертуарном листе актёра более ста пятидесяти ролей!
Правда, бывали актёрские шалости, которые ставили Володю Мещерина в очень затруднительное положение. Например, однажды, он проиграл спор одному из актёров театра и по условиям спора он должен был подпрыгнуть на сцене во время спектакля, всего-то два раза прыг-прыг – и всё… Это только на первый взгляд кажется простым, на самом деле, он должен подпрыгнуть только тогда, когда актёр, которому он проиграл спор, стоя за кулисами, хлопнет в ладоши. Володя, как назло, играл покойника и должен был спокойно лежать в гробу. Когда носильщики подняли гроб и понесли его вдоль сцены мимо родственников и друзей покойного, за кулисами раздалось предательское хлоп-хлоп!.. Володя инстинктивно подпрыгнул и зал замер… Процессия остановилась… Казалось, провал неминуем!.. Слава богу, один из носильщиков нашёлся и сказал: «Ну что, встали – споткнулись мы!»
Сейчас Володя Мещерин к таким юношеским шалостям не склонен, но до сих пор его партнёры по спектаклю держат «ушки на макушке», когда выходят с ним на сцену. Кстати, совсем недавно вышел сборник его стихов «Листаю память, словно книгу», куда Володя Мещерин, не изменяя себе и здесь, включил кроме лирики тонкий юмор, пародии на своих собратьев актёров и шуточную сказку.
Вот такой он заслуженный артист РД Владимир Мещерин: философ и ребёнок, балагур и мыслитель, шутник и серьёзный педагог, актёр и поэт. Благодаря таким личностям, жизнь в театре становится интереснее и зритель, чувствуя это, тянется к театру. Рассказывать об актёре можно бесконечно, поэтому лучше всего прийти в театр и посмотреть его на сцене, в привычной для него среде.

актёр Русского драматического театра им. Горького,
член Союза театральных деятелей России
АНДРЕЙ КРУЖНОВ

 

скачать статью >> 16,5 кб. архив WinRAR.
 
Яндекс.Метрика

Кружнов Андрей Эдуардович
e-mail: andrey6202@mail.ru;
site: http://www.a6202.ru

Вся информация охраняется законом об авторских правах и может быть использована только с разрешения автора и с указанием на источник.