Сайт Кружнова Андрея Эдуардовичаhttp://www.a6202.ru; электронная почта: andrey6202@mail.ru

 

 

 

 

Газета «МАХАЧКАЛИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ» №40 от 10 октября 2014г.
 
«ОГНИ ФЕСТИВАЛЬНЫЕ, ДНИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ…»
(Записки из партера)
 

4 октября в Дагестане завершился IV Международный театральный фестиваль республик Северного Кавказа и стран Черноморского и Каспийского регионов. Фестиваль за восемь дней показал четырнадцать спектаклей, представленных семью регионами России, из них республики: Ингушетия, Чечня, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, а так же города Москва и Санкт-Петербург. Приняли участие четыре страны: Германия, Болгария, Грузия и Казахстан. Состав жюри: председатель жюри, заместитель художественного руководителя Малого театра России, заслуженный работник культуры РФ Валерий Подгородинский; Вице-Президент международного Форума Монотеатра при международном Институте Театра Нина Мазур; театральный критик и театровед Александр Иняхин; председатель конфедерации союзов кинематографистов государств – бывших республик СССР Константин Щербаков. Дагестан представляла ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН Гулизар Султанова.

Вместо предисловия

Честно говоря, хотел написать объективную статью о большом международном фестивале, но понял, задача для одной статьи невыполнимая. Поэтому решил, опишу свои субъективные ощущения, так как не считаю себя ни профессиональным критиком, ни театроведом. И слава богу! Всю жизнь на сцене в шкуре актёра, знаю профессию изнутри, поэтому постараюсь через свои «шкурные интересы» понять увиденное. А мысли будут отталкиваться от спектаклей, которые видел на фестивале. Этими мыслями я и поделюсь.
Ещё раз повторяю – это мои субъективные мнения и домыслы, поэтому они вероятнее всего ошибочны! Можете не соглашаться и даже не читать, если вам нужны заключения экспертов.

«…Настоящий же актёр — всегда художник и соавтор» С. Юрский

Посмотрев моноспектакль из Германии «Жена-еврейка» по произведениям Бертольда Брехта, я задумался об актёрской профессии – сам столько лет на сцене и вдруг на тебе! Эта профессия изначально предполагает подчинённость режиссёрскому замыслу, строгому следованию драматургической линии, тексту, написанному автором. В общем, актёрская профессия подневольная и почти рабская, как думают зрители и даже некоторые актёры.
Позвольте с этим не согласиться. Многие из известных актёров и актрис считали, что главное в актёре, не его способности, которые по умолчанию уже должны быть, а личность. Личность человека должна просвечивать у актёра сквозь его театральную маску. Как-то так…
Народный артист РСФСР Сергей Юрский в одном из интервью питерской газете сказал: «Актёр может быть и слабой, и сильной личностью. Главное – чтобы эта личность была. Чтобы было с чем взаимодействовать, когда играешь роль».
К чему я это? К тому, что неплохо, если бы на театральных фестивалях были открытия актёрских личностей. Почему-то современная критика мало придаёт этому значения. Приедут, посмотрят спектакль, поделятся мнениями, потреплют актёров по головке, чтобы не держали на них «камень за пазухой», и – айда домой по столицам. Помню, как мне сказал один из актёров на астраханском фестивале: «Уж лучше бы обругали, я бы тогда знал, с чем могу согласиться, а с чем нет. Молчание хуже критики!»
Я это к тому, что иной раз, глядя на спектакль, ты не можешь понять – плохой он или хороший. Вроде бы актёр исполнительный, дисциплинированный, все задачи и мизансцены режиссёра выполняет, но у тебя возникает постоянное ощущение, чего-то здесь не хватает. Кажется, спектакль какой-то слишком правильный, но механический, будто кукольный. Иногда хочется актёра вырвать из цепких нитей режиссёрской паутины и взглянуть ему в глаза… Напоминаю, это моё субъективное мнение, может быть, ошибочное.

«Цена величия — ответственность» У. Черчилль

После моноспектакля заслуженного артиста России, актёра БДТ Санкт-Петербурга Михаила Морозова «…И весело и больно», созданного по произведениям Михаила Лермонтова, я задумался об ответственности театра не только перед автором, которого ты представляешь, но и перед зрителем.
Похожие чувства у меня вызвал и спектакль из Кабардино-Балкарии «Король Лир» Уильяма Шекспира. Казалось бы, мировая классика – чего ещё надобно – купайся в материале и получай море аплодисментов и любви!
Профессия артиста как замечательна, так и беспощадна, потому что даёт не только овации и любовь публики своему подопечному, но и заставляет его отдуваться за остальных создателей спектакля. Художник-постановщик на сцене не появляется, режиссёр-постановщик если и появляется, то лишь на премьере, чтобы получить букет цветов и поздравления. Балетмейстер, композитор, драматург к публике выходят только на собственном юбилее. Говорить о цехах вообще не приходится: костюм на актёре может висеть мешком, делая его смешным и несуразным, когда он должен выглядеть, например, величественно.
Про падающие декорации, прилипающие к губам бутафорские кружки и рвущиеся во время спектакля ткани я просто молчу – и такое бывает! Но самое главное, что отвечает за всё это один человек – актёр! Зритель озирается на измочаленные дощатые полы на сцене, слушает изувеченный текст пьесы, смотрит на эстрадный «стенд-ап» актёров вместо мизансцен ввиду отсутствия элементарной режиссуры и начинает, конечно же, винить во всех смертных грехах актёров.
Да простит меня уважаемая публика за сравнение, но это очень напоминает ситуацию в магазине – за всё отдувается продавец! Ни товаровед, ни директор, ни тем более производитель перед покупателем не предстанут ниц – покупатель видит только продавца, и своё возмущение адресует именно ему.
До сих пор не забуду случай, когда актёры после длительного переезда играли в пыльных костюмах. Одна из зрительниц сказала: «Какие-то артисты у вас измочаленные, измученные». Поэтому хочется, чтобы артисты играли не вопреки, а благодаря поддержке цехов и постановочной группы, вплоть до рекламистов и кассиров.

«Чаще взвешивай, что и кому говоришь обо всяком» Гораций

Драма казахского писателя Оралхана Бокея «Последнее причастие», которую показал Русский театр из Астаны «поразила» не только меня, но и уважаемое жюри. Правда, сказали они об этом «поражении» весьма корректно и обтекаемо, как и положено говорить высоким судьям о высоких гостях. По рассказам моих коллег-актёров, которые ездили на фестиваль в Астану этим летом, они были приятно удивлены спектаклем Русского театра о французской певице Эдит Пиаф, восхищены пластичностью и многоплановостью актёров, режиссёрским замыслом, драматургией!.. Я с волнением и трепетом ждал встречи с Русским театром имени Горького из Казахстана, нашим тёзкой…
Видимо, невозможно предугадать качество спектакля, исходя из автора, режиссёра или звёздного состава труппы. Я видел спектакли по классическим произведениям, но поставленные и сыгранные отвратительно. Видел «звёзд» в дешёвеньких пьесках. Видел маститых режиссёров, раздавленных неактуальной, умершей драматургией…
Я не имею права давать литературоведческую оценку произведению казахского автора, но многие неудачи этого спектакля я бы адресовал именно ему. Когда в художественном произведении дают «полезные советы» как жить, как себя вести, как влюбляться, что кушать, что пить, с кем дружить и прочее – то это напоминает «Руководство для водителя автомобиля» или «Моральный кодекс строителя коммунизма». Исчезает объём, коллизия, непредсказуемость, иррациональность, а за всем этим исчезает и сама жизнь…

«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» А. Пушкин

Самая лучшая ошибка, когда ты ожидал плохого, но вдруг судьба пре-поднесла тебе приятный сюрприз. Именно это и случилось со всеми на спектакле Русского театра из Чечни «Спасти камер-юнкера Пушкина». Сразу же хочется сказать – материал был замечательный, пьеса получила Гран-при на международном драматургическом конкурсе «Действующие лица» и стала победителем ещё нескольких конкурсов. Режиссура представила собой образчик «мягкой силы», когда режиссёр абсолютно точно знает, чего хочет, но подводит актёров к своему замыслу исподволь, как бы «вальсируя» с исполнителем и его будущим персонажем. Признаюсь, это дано не каждому режиссёру, у многих режиссёров, либо кнут, либо пряник, либо вместо логического объяснения дежурная фраза «так надо».
Видно было, что актёрам нравится играть в спектакле, они не издевались со злорадством над глупым и опостылевшим материалом, они «жонглировали» фразами, мизансценами, характерами, масками… Когда зритель видит такой «жонгляж», ему кажется, что он попал в компанию к добрым, умным и весёлым людям, которые не отнимают время по пустякам.
На спектакль Дагестанского кукольного театра «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира пошёл только ради любопытства, не ожидая гениального перформанса, но тоже был приятно удивлён. В первую очередь обрадовала простота режиссёрского замысла: обычно, фантазийные пьесы Шекспира со множеством переодеваний, со сказочными персонажами, с превращениями загромождают излишней бутафорией, пышными костюмами или сложными эффектами. Здесь же, видимо, режиссёр исходил из фразы – всё гениальное просто! «Куклы и маски решили эту многовековую проблему! – так по крайней мере мне казалось. – Шекспира надо играть в кукольном театре!»

«Всё в ней гармония, всё диво…» А. Пушкин

Волей судьбы начало и финал фестиваля были увенчаны замечательными работами: открывал фестиваль Грузинский театр имени А. Грибоедова спектаклем «Холстомер. История лошади» по повести Льва Толстого, а закрывал фестиваль Музыкальный театр национального искусства из Москвы – «Поминальная молитва, или Скрипач на крыше», пьеса замечательного писателя Григория Горина по мотивам произведений Шолом-Алейхема. Как говорится, к материалу не подкопаешься! Но и актёры, и режиссёры не подкачали: музыка, пластика, мизансцены, сценография, костюмы, вокал – всё было в гармонии. Если и были какие-то шероховатости, то зрителями они прощались, потому что видно было – на сцене работает «команда профессионалов»! Здесь оба слова важны. Команда в театре, это как сборная в футболе – все игроки должны быть «сыграны» друг с другом, верить в тренера (читай: режиссёра) и вдохновлены общей идеей. Театр коллективное искусство, пора «звезданутых» спектаклей, когда труппа обслуживает «звезду», потихоньку растворяются в прошлом. Нынешний фестиваль лишний раз это подтвердил.
И ещё: Музыкальный театр из Москвы сделал великое дело. Он переубедил меня в том, что в России невозможен мюзикл – возможен! «Нотр-Дам де Пари» и «Чикаго» были всего лишь иноземной предтечей, как в своё время европейский театр при дворе царя Алексея Михайловича Тишайшего был провозвестником великого русского театра.
Ещё раз прошу прощения, что не смог рассказать про все спектакли, но мне показалось, размышления о современном театральном искусстве намного важнее хронологического отчёта об увиденных постановках. Пусть отчётами занимаются чиновники или бухгалтеры.

актёр Русского драматического театра им. Горького,
член Союза театральных деятелей России
АНДРЕЙ КРУЖНОВ

 

скачать статью >> 23кб. архив WinRAR.
 
Яндекс.Метрика

Кружнов Андрей Эдуардович
e-mail: andrey6202@mail.ru;
site: http://www.a6202.ru

Вся информация охраняется законом об авторских правах и может быть использована только с разрешения автора и с указанием на источник.